Эффективность деятельности государственных служб занятости
Итоговые данные за рассматриваемый период о динамике использованных показателей регистрируемой безработицы (последняя строка таблицы 3.3) свидетельствуют о том, что наименьший рост произошел среди численности снимаемых в течение года с учета, а наибольший – среди тех, кто к концу года продолжает оставаться на учете как безработный.
По-видимому, во многом это объясняется спецификой спроса на рабочую силу, охватываемого службой занятости, для которого характерно преобладание массовых и, самое главное, малооплачиваемых работ в условиях постоянно растущих требований к оплате труда. Этим же вызван и характер динамики направления безработных на профессиональное обучение как все менее связываемое ими с желательным трудоустройством. Соответственно налицо и снижение обращаемости к профориентационным услугам, предшествующим направлению на профобучение (см. таблицу 3.4).
Таблица 3.4
Профессиональная ориентация и направление на обучение безработных[23]
Год |
Численность безработных, тыс. человек | |
получившие услуги с ориентацией на обучение : |
направлены на обучение | |
2001 |
373.1 |
320,8 |
2002 |
381.3 |
347,2 |
2003 |
337,1 |
317,2 |
2004 |
400,7 |
362,8 |
2005 2006 |
404,8 |
368,1 |
2006 |
345.9 |
318,0 |
2007 |
296.0 |
270,6 |
2008 |
269.8 |
261,5 |
Чтобы получить основное представление о профессиональной учебе безработных по линии государственной службы занятости, начнем с самых общих показателей, свидетельствующих о том, когда, сколько и где проходили это обучение (см. приложение 1).
Судя по данным, приведенным в приложении 1, в профессиональном обучении как формы помощи в трудоустройстве безработных служба занятости не только в первую очередь, но и в целом выступает главным образом как организатор обучения. Ведь доля в обучении ее собственных учебных центров все эти годы не достигала и 20%, причем по контингенту рабочих профессий она была слегка (около 2 п. п.) ниже, а по специальностям – немного (в пределах 5-7 п. п.) выше.
Посмотрим как выглядит само обучение. В таблице 3.5 представлена таблица, характеризующая основные формы обучения.
Как следует из данных таблицы 3.5, по своим масштабам в рабочих профессиях постоянно выделялись профессиональная подготовка и переподготовка, а по специальностям – профессиональная переподготовка и повышение квалификации.
Таблица 3.5
Формы профессионального обучения безработных[24]
Год |
По рабочим профессиям | ||||
Общая численность закончивших обучение, тыс. человек |
из них по формам обучения, в % от обшей численности | ||||
получили профподготовку |
прошли переподготовку |
освоили вторые (смежные) профессии |
повысили квалификацию | ||
2004 |
269,8 |
46 |
36,5 |
7,9 |
9,6 |
2005 |
263 |
47,8 |
35,8 |
6,4 |
10 |
2006 |
230,6 |
50,8 |
34,3 |
5,6 |
9,4 |
2007 |
221,6 |
51,4 |
33,6 |
5,2 |
9,8 |
2008 |
189,4 |
52,2 |
37,8 |
- |
10 |
Год |
По специальностям | ||||
Общая численность закончивших обучение, тыс. человек |
из них по формам обучения, в % от обшей численности | ||||
прошли профподготовку |
повысили квалификацию |
прошли стажировку (как самостоятельный вид обучения) | |||
2004 |
91,3 |
58,5 |
34,1 |
7,4 | |
2005 |
96,4 |
56,6 |
35,5 |
7,9 | |
2006 |
84 |
57,9 |
32,8 |
9,3 | |
2007 |
72 |
57,1 |
32,8 |
10,1 | |
2008 |
61,2 |
60 |
40 |
- |