Эффективность деятельности государственных служб занятости
Второй этап (с середины 1995 до 2001 г.) – самый противоречивый в развитии ГСЗ. С одной стороны, этот период отличался высокой интенсивностью деятельности ее органов, готовых реализовать потенциал, накопленный в предшествующие годы; с другой – ГСЗ реально приходилось работать в условиях жестких финансовых ограничений вследствие глубокого кризиса, с которым столкнулся ГФЗ, прекращения помощи международных финансовых институтов, сокращения поступлений из региональных бюджетов. Развитие службы постепенно начало приостанавливаться, а накопленный ею потенциал – обесцениваться.
Нынешний этап (с 2001 г.) характеризуется кардинальным изменением финансирования как самой ГСЗ, так и всей системы защиты от безработицы.
Во-вторых, современная Федеральная служба по труду и занятости призвана осуществлять функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Совместно с различными министерствами, общественными фондами, работодателями служба организует и реализует проекты по содействию гражданам в поиске подходящей работы, проводит курсы переобучения, повышения квалификации и т.д. Функционирование деятельности службы финансируется за счет бюджетов различных уровней.
В-третьих, как мы определили, нет методики оценки эффективности деятельности государственной службы. Об ее эффективности можно судить по косвенным показателям: уровень безработицы, число зарегистрированных безработных, число обученных и т.д. В профессиональном обучении как формы помощи в трудоустройстве безработных служба занятости не только в первую очередь, но и в целом выступает главным образом как организатор обучения.
Приложение 1
Сводные показатели профессионального обучения безработных
Год |
Общая численность закончивших обучение, тыс. человек |
В том числе по категориям образовательных учреждений, в % от общей численности | |||||
на учебно-производственных базах организаций и на рабочих местах |
в учрежде-ниях начального профобразования |
в учреж-дениях среднего профобразования |
в учреж-дениях высшего профобразования |
в учебных центрах службы заня-тости |
в других учреж-дениях дополни-тельного профобразования | ||
2001 |
288,2 |
31,0 |
21,5 |
13,9 |
16.7 |
16,9 | |
2002 |
342.0 |
19.1 |
21.9 |
8,5 |
5.6 |
17,5 |
27,9 |
2003 |
365.3 |
16.5 |
22,8 |
%2 |
4,4 |
18.9 |
29.2 |
2004 |
361,1 |
14,7 |
23,1 |
8.5 |
4,3 |
19,4 |
30.1 |
2005 |
359,4 |
13,6 |
23,2 |
8.8 |
4,5 |
19,2 |
30,7 |
2006 |
314.7 |
12.9 |
25,3 |
8.6 |
4,2 |
17.2 |
31.8 |
2007 |
293.6 |
13,0 |
25,2 |
9,0 |
4.1 |
16,3 |
32.4 |
2008 |
252.0 | ||||||
По рабочим профессиям | |||||||
2004 |
269.8 |
15,9 |
28,6 |
7,5 |
22 |
17,1 |
28.6 |
2005 |
263.0 |
14,6 |
29,3 |
8.0 |
2.4 |
17,0 |
28.6 |
2006 |
230,6 |
13.5 |
31,8 |
7,7 |
2.1 |
15,0 |
29.9 |
2007 |
221,6 |
13,2 |
31,4 |
8.1 |
2,1 |
14,6 |
30.6 |
2008 | |||||||
По специальностям | |||||||
2004 |
91.3 |
11.1 |
6,6 |
11,3 |
10,5 |
26,1 |
34.5 |
2005 |
96.4 |
10,8 |
6,8 |
11.0 |
10.2 |
25,1 |
36,1 |
2006 |
84.0 |
IU |
7,4 |
11,1 |
10,2 |
23.3 |
36,9 |
2007 |
72.0 |
112 |
6.3 |
11.8 |
10.2 |
21,5 |
37.9 |
2008 |