Содержание корпоративного кодекса
Очевидно, что многообразие корпоративных кодексов диктует и разнообразные структуры их содержаний. Зависят эти содержания от нескольких факторов: размер компании (маленькая фирма или крупное холдинговое предприятие), структура компании (например, один-единственный офис или целая сеть филиалов), характер деятельности компании (активная торговля или научно-исследовательский институт), количество персонала (40 человек в штате или несколько тысяч), количество правил, норм, регламентов. Для сложно структурированной компании, как правило, будет создан и сложный по структуре кодекс. Beaxy: Online Crypto Trading | Cryptocurrency Exchange
При работе над содержанием корпоративного кодекса в первую очередь следует четко определить читательскую аудиторию и ожидаемый результат от прочтения. В большинстве случаев сейчас под кодексом подразумевается внутренний документ, который дает возможность сотрудникам получить всю необходимую информацию о компании. Но также возможен и такой вариант, когда читателями кодекса становятся клиенты, посетители и гости. В этом варианте его можно оформить в виде буклета, содержащего сведения о компании, ее миссии и истории, клиентах, самых ярких проектах, а вот внутренние нормы и правила в этом случае могут иметь второстепенное значение или не освещаться совсем. Разработка подобного вида кодекса для холдинга "Безопасные Технологии" является предметом курсового исследования, кодекс в этом случае был ориентирован не только на внутреннюю общественность, но и на внешнюю, а регламенты корпоративного поведения были вынесены в отдельный документ.
Существует множество вариантов расширенного содержания кодекса. Автор данного исследования придерживается твердого убеждения, что корпоративный кодекс не должен содержать слишком подробных инструкций на все случаи жизни, так как моменты, требующие соблюдения жестко регламентированных процедур, уже, как правило, либо зафиксированы в отдельных документах, либо их следовало бы ради разгрузки основного кодекса сформулировать в отдельные "правила".
Ниже приводится, например, вариант содержания кодекса, предложенный В.В. Музыченко в книге "Управление персоналом":
"1. Общие положения корпоративной идеологии.
2. История возникновения и развития Компании.
3. Что ценит и ожидает Компания от своих сотрудников.
4. Обязательства Компании перед сотрудниками.
5. Протокол бизнес-норм.
5.1 Общение сотрудников.
5.2 Внешний вид сотрудников.
5.3 Этические нормы общения с Клиентами.
5.4 Поведение в публичных местах и с представителями СМИ.
5.5 Протокол совещаний.
5.6 Система коммуникативной безопасности в Компании (включая типы информации, не подлежащей разглашению).
6. Ритуалы и традиции.
6.1 Ритуал посвящения.
6.2 Этапы роста сотрудников Компании.
6.3 Поощрения и взыскания.
6.4 Тренинги, семинары, конференции.
6.5 Корпоративные праздники.
7. Заключение.
8. Приложение (основные принципы деятельности персонала Компании)"[2].
А вот ниже приведен предложенный Марком Фединым вариант наполнения кодекса (из его статьи "Корпоративная культура через регламентацию деятельности сотрудников", адрес статьи http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_32/article_792/). На взгляд автора данного исследования, он чрезвычайно перегружен и формализован, зато может быть отличным пособием для создания нескольких частно-регламентирующих документов, этаких "подкодексов".