Мнения представителей российских компаний по вопросу управления персоналом во время проведения изменений
Способность управлять изменениями, происходящими в компании в целом и социальной сфере в частности, играет в условиях динамично развивавшейся бизнес-среды все большую роль. Редакция журнала "Управление персоналом" попросила поделиться своим опытом в этой области представителей российского бизнеса [10]. В дискуссии приняли участие:
Э. Гамс, агентство "Книга-Сервис"
Е. Позднякова, кадровое агенство "Коннект "Персонал"
О. Черепенин, ООО "Гербалайф Интернешнл РС"
О. Автомеенков, кадровый центр "Ассорти персонал", г. Ростов-на-Дону
А. Калабин, компания "Камео"
С.П. Мясоедов, ректор ИБДА АНХ при Правительстве РФ
Д. Гудым, группа компаний Verysell
Были заданы и получены ответы на следующие вопросы:
1. "Как известно, большинство сотрудников не любит перемен. Есть ли у вас свои правила или подходы к управлению изменениями, которые неизбежны, если фирма хочет существовать?"
Э. Гамс: "Мы живем в эпоху бурных перемен. Все меняется буквально на глазах, поэтому незримые ежедневные новшества должны стать нормой нашей жизни, чтобы можно было лишь периодически отмечать, как накопившиеся количественные изменения переводят нас в новое качество. Желательно только, чтобы эти качественные перемены хоть чуть-чуть опережали время. Тогда и не потребуется прилагать излишних усилий, чтобы что-то реформировать в жестких временных рамках. Как показывает опыт, эволюционное развитие значительно устойчивее революционного. А если хотите понять, где вы находитесь и куда двигаться - чаше посещайте другие организации вашего профиля. Ознакомление с состоянием дел в подобных компаниях, особенно американских, западноевропейских и японских, может иметь большое значение. Из литературы известно, что в свое время, как только "Дженерал электрик" стала направлять своих специалистов в Японию, у менеджеров корпорации возникло чувство, близкое к ужасу. Они поняли, что производительность труда в японских фирмах зачастую вдвое выше, а создаваемые продукты значительно лучшего качества. Поэтому не только топ-менеджмент должен следить за изменениями во внешнем мире. Менеджеры среднего звена, инженеры и квалифицированные рабочие должны иметь представление о мировых стандартах выпускаемой ими продукции. За редким исключением высшее руководство, как правило, убеждено в необходимости перемен в своих компаниях. В то время как на нижних уровнях организации упоение прошлыми успехами часто приводит к тому, что управляющие среднего звена становятся фактически безразличными к разговорам о недостатках."
Е. Познякова: "Управление изменениями - коллективная ответственность всех, кто работает в организации.
Все изменения стратегического характера нашей организации выносятся на обсуждение коллектива для того, чтобы сотрудники понимали необходимость корректировочных мер, делились своим мнением. Выбирается оптимальный вариант для достижения цели и разрабатывается пошаговый план реализации. В этот период мы делаем особый акцент на управление персоналом, налаживаем обратную связь со всеми сотрудниками и распределяем зоны ответственности каждого. Но есть и потери. Нелояльные сотрудники бегут с корабля. Первоначально это выглядит проблемой, но в дальнейшем видишь, что с тобой остались самые верные люди, цели которых совпадают с целями организации".
О. Черепенин: "Сотрудников пугают не перемены, а дискомфорт, связанный с изменениями. Задумываясь о необходимости перемен, руководитель, если он хочет полноценного участия сотрудников компании, должен стараться минимизировать дискомфорт, должен вовлекать подчиненных в процесс обсуждения: анализировать ситуации, предлагаемые меры, пути, способы, сроки решения проблем".