Развитие и обучение персонала
На встречах руководителя и подчиненного, посвященных периодическому контролю за выполнением плана индивидуального развития работника, цели, показатели и процедуры могут корректироваться в соответствии с новыми обстоятельствами или уже достигнутыми результатами.
В целом процедуры развития могут оказывать мощное стимулирующее и упорядочивающее влияние на деятельность работника. Однако они требуют дополнительных усилий со стороны руководства, поэтому не всегда им принимаются. Многим руководителям кажутся не очевидными преимущества развития персонала в условиях рынка труда, когда всегда можно не прилагая дополнительных усилий привлечь к работе специалиста требуемой квалификации. Здесь содержится значительная ошибка, так как не учитывается групповой уровень достижений. Такие руководители исходят из представления об отдельном работнике как независимой единице производительности, не учитывая фактора слаженной работы команды. Однако команды иногда складываются годами. Другим моментом, который также часто не рассматривается, является определённый риск при подборе специалиста с внешнего рынка труда. Может через некоторое время оказаться, что этот сотрудник не подходит по каким-либо причинам для предприятия. Это значит, что предприятие понесло неэффективные затраты на поиск, подбор и адаптацию данного сотрудника, потому что требуется искать нового специалиста.
Обучение персонала – система форм обучающих воздействий с целью наделения работников той конфигурацией знаний, умений и навыков, которые необходимы для эффективного выполнения их производственных функций.
В практике обучения практически всегда существует рассогласование между учебной программой и потребностями практики. Первым источником такого рассогласования является относительное отставание учебных программ. Это обусловлено объективными законами разработки обучающих курсов, когда любое новое явление, которое должны освоить обучаемые, сначала должно быть осмыслено методистами и превращено в учебный материал или учебное задание. Вторая причина рассогласования состоит в недостаточной сфокусированности любого учебного курса на нуждах конкретного обучаемого. Так как, обучение, как правило, проводится на групповой основе, в целом содержание учебного курса большее соответствует коллективным ожиданиям и потребностям учащихся. Но интересы и потребности отдельного обучающегося при этом страдают.
Указанные причины рассогласований могут нуждаются в устранении. С теоретической точки зрения направление преобразований понятны. Первая причина рассогласования – запаздывание материала обучения может быть устранена с помощью ускорения темпов внедрения нового материала. Еще более радикальным путем был бы опережающий характер введения нового материла и заданий в практику обучения.
Способами ускорения передачи новых заданий и учебного материала могут быть:
– интеграция обучения с практикой бизнеса и производства;
– анализ причин задержек нового материала и заданий;
– сокращение всех задержек;
– развитие функции прогнозирования потребностей в обучении.
Вторая причина рассогласования – обобщенность обучения – может преодолеваться с помощью:
– усиления индивидуализации обучения;
– диагностики проблем, решаемых с помощью обучения;
– методической помощи в развитии обучающих функций организаций, функционирующих в обществе;
– развития межорганизационных (отраслевых, паевых, кооперативных, ведомственных) тренинговых центров;
– развития функции планирования обучения в организациях;
– введения образовательных функций в структуру функций организации (концепция обучающейся организации).
Под интеграцией обучения с практикой бизнеса и производства понимается сокращение традиционной цепочки получения обучающих программ. В традиционной схеме новые задания и примеры находят своих учащихся через достаточно длительное для их устаревания время. Необходима более быстро работающая схема. В идеале сами носители практики должны стать разработчиками, распространителями и пользователями нового учебного материала. На этом пути имеются препятствия. Первое из них состоит в отсутствии мотивации у менеджеров к переосмыслению случаев, которые встречаются в их практике, и преобразованию их в учебные ситуации. Второе препятствие заключается в неумении видеть практику с точки зрения производства учебных задач. Наиболее вероятный путь преодоления указанных препятствий состоит в объявлении постоянно действующего конкурса на создание новых случаев, актуальных для современной практики.