Анализ методов стратегического анализа ООО «АГРОШТУРМ»
В теории и практике стратегического планирования нет четкой классификации методов стратегического анализа. Более того, отнесение того или иного метода к стратегическому анализу или к стратегическому выбору чаще всего носит весьма условный характер, поскольку сами методы достаточно универсальны.
Рассмотрим более детально распространенные методы стратегического анализа, применяемые на практике [12, с. 96 - 103].
Портфельный анализ. Портфельный анализ строится на предпосылке, что распределение ресурсов должно осуществляться в соответствии с оптимальной структурой направлений деятельности. К преимуществам портфельного анализа можно отнести наглядность, акцент на качественные выгоды, простоту обработки информации.
Матрица Бостонской консультативной группы (БКГ), Широкое применение в практике стратегического выбора получила двухмерная матрица, разработанная Бостонской консультативной группой. Поэтому эта матрица более известна под названием матрица «Бостон Консалтинг Групп», или матрица БКГ. Эта матрица позволяет предприятию классифицировать продукцию по ее доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам годового роста в отрасли. Матрица дает возможность определить, какой товар или услуги предприятия занимают ведущие позиции по сравнению с конкурентами, какова динамика его рынка, позволяет произвести предварительное распределение стратегических финансовых ресурсов между продуктами. Матрица строится на известной предпосылке - чем больше доля товара на рынке (чем больше объем производства), тем ниже удельные издержки на единицу продукции и выше прибыль в результате относительной экономии от объемов производства.
Матрица БКГ составляется на весь портфель, причем по каждому продукту (услуге) должна иметься следующая информация [13, с. 54]:
- объем продаж в стоимостном выражении, он представляется на матрице площадью круга;
- доля продукта на рынке относительно крупнейшего конкурента, которая определяется горизонтальное положение круга в матрице;
-темпы роста рынка, на котором действует предприятие со своей
продукцией, определяет вертикальную составляющую круга в матрице.
При построении матрицы БКГ темпы роста объемов продаж товара разделяют на «высокие» и «низкие» условной линией на уровне 10 %. Относительная доля рынка также делится на «высокую» и «низкую», причем границей между ними является 1,0, коэффициент 1,0 показывает, что предприятие близко к лидерству.
Матрица предлагает следующую классификацию типов продуктов или услуг в соответствующих стратегических зонах в зависимости от особенностей распределения прибыли: «звёзды», «дойные коровы», «дикие кошки» (или «вопросительный знак»), «собаки» [14, с. 421].
«Звёзды» - продукты, занимающие лидирующее положение в быстро развивающейся отрасли. Они приносят значительные прибыли, но одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста, а также жесткого контроля за этими ресурсами со стороны руководства. Иначе говоря, их следует оберегать и укреплять с целью поддержания быстрого роста.
«Дойная корова» - продукты или услуги, занимающие лидирующее положение в относительно стабильной или сокращающейся отрасли. Поскольку сбыт относительно стабилен без каких-либо дополнительных затрат, то этот продукт приносит прибыли больше, чем требуется для поддержания его доли на рынке. Таким образом, производство продукции или услуг такого типа является своеобразным генератором наличных средств для всего предприятия, т.е. для оказания финансовой поддержки развивающимся продуктам.