Анализ методов стратегического анализа ООО «АГРОШТУРМ»
«Собаки» - продукты или услуги с ограниченным объемом сбыта в сложившейся или сокращающейся отрасли. За длительное время пребывания на рынке этим продуктам не удалось завоевать, симпатии потреблении, и они существенно уступают конкурентам по всем показателям (доле рынка, величине и структуре издержек, образу товара), иначе говоря, они не производят и не нуждаются в значительных объемах финансовых средств. Организация, имеющая такие продукты, может попытаться временно увеличит прибыль путем проникновения на специальные рынки и сокращения обеспечивающего обслуживания или уйти с рынка.
«Трудные дети» («Вопросительный знак», «Дикие кошки») - продукты или услуги, имеющие слабое воздействие на рынок (малая доля на рынке) в развивающейся отрасли. Как правило, для них характерны слабая поддержка покупателя и неясные конкурентные преимущества. Ведущее положение на рынке занимают конкуренты. Поскольку низкая доля рынка, как правило, означает небольшую прибыль и ограниченный доход, то эти продукты или услуги, находясь на быстрорастущих рынках, требуют больших средств для поддержания доли рынка и, естественно, еще больших средств для дальнейшего увеличения этой доли.
Рассмотрим использование матрицы БКГ для анализа отдельных видов услуг и выбора стратегии на примере ООО «АГРОШТУРМ», оказывающего два основных вида услуг: пассажирские перевозки и грузовые перевозки. Вполне оправданно использовать матрицу БКГ для анализа этих видов услуг как основных направлений производственной деятельности организации. В табл. 2.1 приведена информация, характеризующая емкость рынка объекта рассматриваемых видов услуг, продажи ООО «АГРОШТУРМ».
Приведенные данные являются минимально необходимым набором информации, которой достаточен для формирования матрицы БКГ. На основе приведенных данных можно построить матрицу БКГ за 2007 / 2006 гг., которая представлена на рисунке 2.1.
Таблица 2.1
Данные для построения матрицы БКГ
Показатели |
Пассажирские перевозки |
Грузовые перевозки |
Емкость рынка, тыс. шт. |
1000 |
1500 |
Рост рынка, % |
11 |
16 |
Доля рынка сильнейшего конкурента, % |
13 |
15 |
Планируемая доля рынка, % |
7 |
9 |
Планируемый объем реализации, тыс. шт. |
70 |
135 |
Доля изделия в общем объеме реализации, % |
16 |
30 |
Относительная доля рынка |
0,54 |
0,6 |
Рис. 2.1.Матрица Бостонской консультативной группы для услуг, оказывающих компанией (2007 / 2006гг.)
Из матрицы за 2007 / 2006 гг. видно, что услуги компании занимают наилучшее положение в матрице - левый верхний квадрант. Эти услуги нужно было развивать, увеличивать объемы оказания услуг.