Влияние американской и японской моделей менеджмента на развитие корпоративного бизнеса в Республике Корея
6. Самого эффективного синтеза двух моделей корейцы добились в сфере продаж. Корейцы не так ориентированы на качество, как японцы, что позволяет производить большее количество продукции за определенный срок, однако качество корейской продукции, хоть и уступает японскому, однако, остается одним из лидирующих в мире. От американских коллег, корейские производители взяли многое в сфере рекламы. Финансирование рекламных кампаний происходит не на таком высоком уровне, как в Америки, но вполне достаточное, чтобы поддерживать интерес потребителя к своей продукции. Более того, корейцы заняли лидирующие положения во многих отраслях производства, таких как судостроение и изготовление полупроводников, которые более не нуждаются в рекламе. Таким образом, корейцы сумели найти золотую середину в соотношении цена-качество, что является завидным фактором, как для американских конкурентов, так и для японских.
7. Переговорный процесс. В отличие от Японии и США географическое расположение Корейского полуострова, открытого внешним вторжениям, обусловило формирование у корейцев исторического чувства острой уязвимости, национальной и личной незащищенности, когда они могли рассчитывать только на себя в борьбе за выживание в экстремальных условиях. В результате у корейцев выработалась склонность к максимализму, жесткости, упрямству, недооценке важности терпимости и компромиссов в переговорном процессе.
Примером может служить радикализм и обоюдная нетерпимость прокоммунистического и антикоммунистического режимов на Севере и Юге Кореи.
8. Ещё одной особенностью корейского бизнеса является то, что трудоустройство женщин, относящихся к средним городским слоям, часто оказывается в Корее предметом оживленных дискуссий. В целом Корея и в наши дни остается страной домохозяек, где во всех социальных группах большинство женщин после замужества не работает. Подобное положение вызвано не только тем, что традиция предписывает женщине находиться дома и заботиться о муже и детях. Куда большую роль играют разнообразные формальные и неформальные запреты, которые существенно затрудняют для женщины карьерное продвижение. [20] Например, до начала восьмидесяых годов ХХ в. свадьба в обязательном порядке обозначало увольнение женщины, а на сегодняшний день, зарплата женщины и мужчины в любой корейской организации (в том числе и в государственной) сильно отличаются. Женщины получают в среднем на треть меньше, нежели их коллеги-мужчины. [21]
9. Организация рабочей обстановки. Так же как и в Японии, руководитель отдела всегда находится в том же офисе, что и его подчиненные. Однако главному менеджеру выделено отдельное пространство в его личном кабинете, что ближе к американскому стилю управления. Это позволяет управляющим следить за действиями своих сотрудников, и придает больше атмосферы коллективизма. Достоинство, взятое из американское модели, заключается в том, что главному менеджеру предоставляется возможность работать в менее суетливой обстановке. Так же такое положение дает работникам больший стимул для развития, нежели в японской корпорации.
10. Организационная структура корпораций Южной Кореи представляет собой особую, отличительную от других моделей особенность корейского бизнеса. Чеболи, которые, с одной стороны, доказали свою эффективность, порой ущемляются государством, которое боится потерять контроль над экономикой страны. Все это приводит к огромному количеству недостатков такой системы: для лоббирования своих интересов крупнейшим корпорациям приходится прибегать к связям с правительственными чиновниками, которые в итоге имеют коррумпированную основу. В периоды времени, когда общий курс политики государства противоречит интересам чеболей, они теряют любую политическую свободу. Итогом таких отношений между государством и чеболями становится