Разработка бизнес- процессов жизненного цикла продукции
Для облегчения понимания требований самого стандарта ИСО 9001:2000 г., а также в качестве примера построения СМК предлагается модель деятельности организации, объекта исследования, осуществляющей производство продукции. Модель включает в себе все стандартные процессы, начиная от проектирования и заканчивая сервисным обслуживанием продукции. Она представляет собой совокупность бизнес- процессов организации с интегрированными в них требованиями ИСО 9001:2000г.
Для описания бизнес-процесса используется нотация функционального моделирования IDEF0. Процессы верхнего уровня модели соответствуют ключевым разделам стандарта ИСО 9001:2000 г., далее они декомпозируются на подпроцессы нижнего уровня уже непосредственно в привязке к производственно-хозяйственной деятельности организации.
Цель построения модели на предприятии – создание системы менеджмента качества. В деятельности предприятия можно выделить один деловой процесс – "Реализовать выпуск издания". Входами этого процесса являются: а) внешняя информация, включая требования потребителей (магазинов и компаний); б) сырье и материалы; в) ресурсы. Выходами процесса являются: а) готовый выпуск; б) информация для внешних потребителей (удовлетворение). Управление процессом осуществляется на основании нормативных документов, регламентирующих производственные процессы на предприятии. Учитывая, что нас интересует процесс с точки зрения менеджмента качества, то в качестве внешнего управления будем рассматривать нормативные документы, регламентирующие эту сферу. Декомпозиция делового процесса на предприятии представлена на рисунке 2.5. Далее составлена карта процесса (таблица 2.5).
Таблица 2.5 Карта процесса А - 0
п. ИСО 9001 |
СТО СМК 7.0.0-007–2007 |
Определение процесса |
Цель процесса |
Реализовать выпуск издания |
Получение заданного чистого денежного потока при условии минимизации используемых ресурсов на долгосрочных горизонтах деятельности. |
Входы процесса |
Выходы процесса |
Информация о внешнем окружении, информация об организации. |
Готовый выпуск, удовлетворение потребителей. |
Требования к входам |
Требования к выходам |
Достоверная информация о внешнем и внутреннем окружении, тщательный анализ данной информации. |
Выпуск издания в срок и в соответствии со всеми утвержденными требованиями. |
Поставщики процесса |
Потребители процесса |
Руководство предприятия |
Все подразделения |
Основные ресурсы: | |
Компетентный персонал, финансы, инфраструктура, предыдущий опыт. | |
Контролируемые параметры процесса |
Методы измерения процесса |
Сроки исполнения, оценка рисков, себестоимость, соответствие параметров опытного образца. |
Аналитические, Регистрационные, статистические. |
Показатели результативности процесса | |
Отсутствие задержек проектирования; Выполнение плана по продаже рекламных полос, Количество привлеченных рекламодателей(старых и новых)не менее 105% Отсутствие сбоев в производстве; Снизить производство некачественной продукции до 1 %. Показатели результативности регистрируются в Сводном отчете по результативности СМК, 1 раз в полгода |